Гордостью сердце наполнив великой,
Кланяйся низко ты Белой Руси.
С толком, без спеси высокой и крика
В новой молитве всерьёз попроси
Жизни продления ей, заслужившей
Мукою праведной в вихре времён
И красоту на века подарившей –
Лишь жалкий духом в неё не влюблён.
В судьбе каждого человека есть своя маленькая Родина – это школа, которая ведет не только в страну знаний, но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека. У каждого человека, родившегося на Земле, есть своя, маленькая родина, тот уголок, с которым связаны незабываемые воспоминания, заставляющие учащённо биться сердце. И в этом ритмичном биении у человека рождаются слова, с помощью которых он жаждет поведать о своей родине, о замечательных земляках, добывших ей славу в мирном и ратном труде. Но ещё с большим вдохновением, интересом и нетерпением он станет рассказывать о тех страницах истории своей малой родины, которые до недавнего времени были неизвестны или малоизвестны.
Первоочередной задачей данной летописи является стремление систематизировать имеющийся материал и свести его воедино с тем, чтобы определить основные этапы развития школы, указав на их особенности. Пусть этот скромный и небольшой труд послужит началом летописи Ленинской средней школы, а те, кто придут после нас, продолжат её и оставят нашим потомкам возможность прочесть эти страницы. И, бросив взгляд в историческое прошлое, они, затаив дыхание, будут сравнивать жизнь школы современной и той, которая скрыта за дымкой столетий
Как известно, падение крепостного права в России открыло новую эпоху в истории этой страны. Шёл процесс углубления демократизации культуры. Важными показателями этого явились уровень грамотности общества, степень распространения просвещения среди народа. По положению 1864г. правительство разрешало открывать народные начальные училища общественным организациям и частным лицам, но сохранило за собой руководство процессом обучения в этих школах. |
Устав 1864г. сохранял в системе начального обучения и старые церковно-приходские школы, находившиеся в ведении Синода. Всё обучение в них было пронизано церковной схоластикой. Основными предметами являлись закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение. Учащиеся воспитывались в духе покорности монархической власти. В Беларуси результаты реформы были менее значительными, чем в центральных губерниях России. После подавления восстания 1863 – 1864 гг. действовали специальные «Временные правила для народных школ»: начальные школы ставились под контроль духовенства, чиновников и полиции. И, тем не менее, даже в таких условиях свет учения доходил до простых людей. В местечке Романово (ныне село Ленино) первой была открыта церковно-приходская школа (точная дата открытия школы неизвестна), разместившаяся в наёмном частном здании. А вначале 90-х гг. XIX века было открыто народное начальное училище. В сведениях «Народные училища в Горецком уезде» указано, что в 1902-1903 учебном году в начальном училище местечка Романово занималось 57 учащихся: 53 мальчика и 4 девочки. Учителем был Павел Кузнецов, который имел звание учителя начальных училищ, временно пребывающий, условлен в должности с 1900 г., имел жалование 50 рублей от казны и от общества 125 рублей в год. Законоучителем православного вероисповедания был священник Сергей Стражанович, окончивший курсы Могилёвской духовной семинарии. Они честно выполняли свой долг просветителей на селе, вели крестьянских детей, жадно тянувшихся к знаниям, по пока ещё малоизвестным тропинкам познания.
В конце 90-х гг. XIX века в местечке Романово на средства княгини Дондуковой-Корсаковой было открыто одноклассное училище 1-4 класса. Это училище в память своего умершего сына Сергея княгиня назвала Сергеевским. В 1902-1903 учебном году в училище обучалось 34 мальчика. Учитель – Захарий Богданович, окончил курс Санкт-Петербургской учительской семинарии; временно пребывающий, условлен в должности с 1899г. Имел жалованье 360 рублей в год. А Пётр Козловский являлся законоучителем православного вероисповедания. Он окончил курс Могилёвской духовной семинарии, условлен в должности с 1899 г., жалованье 100 рублей в год. В 1905-1906 учебном году в Сергеевском училище обучалось уже 80 человек: 50 мальчиков и 30 девочек. Один учитель вёл два класса: 1-3 или 2-4 классы. В то время одним из учителей был Василий Афанасьевич Афанасьев.
В этом учебном году княгиня Сергеевское училище предала казне, т.е. государству. Позднее училище будет иметь 6 классов. В старших классах, т.е. в 5-х и 6-х, уроки велись по предметам.
Народное же училище было переведено в деревню Скаковщина и стало там называться Екатериногорским народным училищем.
В 1911 году по положению 1872 г. в местечке Романово было открыто городское училище, имевшее четыре класса. В городское училище в 1-ый класс принимали после окончания 4-го класса народного училища при успешной сдаче экзаменов за 4-ый класс народного училища. Обучение было платным, в год платили по 12 рублей (для сравнения: плата за обучение было примерно равна стоимости одной коровы). В 1912 г. это четырёхклассное училище было переименовано в высшее начальное училище. По своей программе оно приближалось к восьмилетней школе конца 60-х годов XX столетия.
После Октябрьской революции 1917 г. народные училища стали называться училищами первой ступени, а высшее начальное училище приобрело название училища второй ступени. Вскоре два училища первой ступени слились в одно – начальное училище 1-4 классов. В каждом классе преподавал один учитель, так как классы были высокой наполняемости.
В 1927 г. высшее начальное училище стало развиваться в семилетнюю школу и называлось Ленинской семилетней школой. Возглавлял школу Савинич Владимир Михайлович. В 1936 г. семилетка преобразована в среднюю школу. В 1939 г. состоялся первый выпуск Ленинской средней школы. Руководил школой Мельников, второй выпуск состоялся в 1940 г., а третий - в грозном 1941 г. Директор школы Владимир Емельянович Васьковский, как и многие мужчины посёлка, с оружием в руках ушел защищать нашу Родину, чтобы на родной белорусской земле могли свободно жить, радостно улыбаться и учиться дети, которых он так любил. Придя с фронта, он часто делился воспоминаниями о своей довоенной работе с односельчанами, молодыми коллегами:
«В школе был дружный педагогический коллектив, все старались дать прочные знания детям. Дети занимались охотно, заставлять и принуждать их не приходилось. Дневников у учащихся не было, об успеваемости детей родителям сообщали на родительских собраниях и при посещении на дому. Учителя и ученики помогали совхозу во время летних и осенних полевых работ: косили сено, убирали картофель…»
В июле 1941 г. Ленино было оккупировано немецко-фашисткими захватчиками. В одном из школьных зданий разместился отряд полиции. В 1941-1942 учебном году занятия не проводились, а следующем при немецкой оккупации местными властями были организованы занятия начальных классов. В 1943-44 учебном году занятий начальных классов не было (в сентябре и декабре 1943 г. село было полностью сожжено гитлеровцами, погибло 186 жителей). В августе – сентябре 1943 г. советскими войсками проводилась Смоленская операция, в ходе которой освободили города Смоленск и Рославль. Пришло долгожданное освобождение от немецкого рабства и на нашу землю. С октября 1943 г. по июнь 1944 г. село Ленино находилось во фронтовой полосе, оставшиеся в живых жители были эвакуированы. Начались жестокие и упорные бои,
2 октября 1943 г. село было освобождено. То, что осталось на месте боёв не поддаётся описанию: деревянные здания разрушены и сожжены, на месте, где раньше кипела жизнь, траншеи и воронки от бомб и снарядов, уничтожены сады и парк. Только остались полуразрушенными четыре каменные здания. В том числе и подвал каменного школьного здания, где в 1945-46 учебном году начались занятия в начальных классах. С огромными трудностями пришлось столкнуться учителям Антанюшенко Татьяне Ивановне и Разинкевич Вере Артёмовне: не было учебников, тетрадей, писали на газетах между строчек, отсутствовала мебель. Учащиеся сидели, на чём придётся, сырость разъедала стены подвального помещения. Но в кратчайшие сроки в 1946-47 учебном году на месте руин возвели новое просторное деревянное здание неполной средней школы. Вот как рассказывает о первых послевоенных годах выпускница 1933 г. Лаврова Марфа Сергеевна (1918 г. рождения): «После войны работала учительницей начальных классов в Ленинской школе. Работать было трудно, но учителя не теряли веры в лучшее будущее и эту веру вселяли в сердца своих учеников. В сырую дождливую погоду в подвал проникала вода, которая стекала по стенкам. Поэтому приходилось часто заниматься в частных домах жителей села, работали по две смены. Сами учителя ходили в г. Горки пешком за тетрадями. Но ни у кого не возникало желания оставить свою работу». Выпускница Ленинской средней школы 1941 г., а потом учительница начальных классов (1923 г. рождения) Корнаухова Анна Игнатьевна поведала интересные факты о строительстве первого деревянного здания школы после войны: « Специально из деревни Старина в село Ленино перевели учителя Веремьёва, чтобы он возглавил строительство школьного здания, так как в школе работали одни женщины. Строительный материал (бревна) возили на лошади сами учителя, в том числе и женщины. Из деревни Шишево, где была разрушена церковь. Строить школу помогали и родители, и дети. Учителей в то время очень уважали односельчане, учитель был центральной фигурой на селе. Это были трудные незабываемые годы нашей молодости...»
В 1946-47 учебном году в Ленино начал заниматься 5-ый класс. В 1948-49 учебном году был первый выпуск 7-го класса Ленинской семилетней школы, а в 1951-52 учебном году Ленинская семилетняя школа начала развиваться в среднюю школу... Вот так постепенно возрождалась жизнь в нашем селе, залечивали раны земля и люди, живущие на ней.
<o:wrapblock> </o:wrapblock>
1956 год. Учителя и восьмиклассники
1956 – 1957 учебный год. Учителя (слева направо):
1954 год стал памятным годом для жителей села Ленино: состоялся первый послевоенный выпуск Ленинской средней школы. Каждый из выпусков мечтал о своей жизненной дороге, горел неподдельным желанием как можно больше принести пользы своей родной земле. Они покинули родные гнёзда затем, чтобы стать достойными людьми...
А жизнь в селе шла своим чередом. В 1959 г. для школы построили новое каменное здание. Педагоги, ученики много сделали для благоустройства школы: участвовали в посадке сквера вокруг школы, сделали спортивную площадку, разбили цветники...
В 1968 г. по генеральному плану застройки посёлка построили новое здание средней школы по типовому проекту 2-10 м –7. Проект предусматривал все необходимые для нормального педагогического процесса помещения, в том числе: учебный корпус на 13 классных комнат с физическим, биологическим и химическим кабинетами, мастерскими по дереву, металлу, а также учительской, педкабинетом, кабинетом директора, канцелярии, библиотеки и комнат общественных организаций. Учебный корпус соединялся со столовой, актовым и спортивным залами, просторным вестибюлем.
В классах для учащихся использовались дерево-металлические парты, в учебных кабинетах – столы и стулья. Кабинеты физический, русского языка, обществоведения и истории имели затемнение, экраны, стационарные киноустановки, аппараты ЛЭТИ, эпидиаскопы, фильмоскопы, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры. Кроме того, каждый кабинет располагал необходимыми учебными пособиями, обеспечивающими проведение всех лабораторных работ, предусмотренных учебными программами.
На территории школы учителя и учащиеся высадили 4600 кустарников и роз, более 20 плодоносящих деревьев и более ста декоративных деревьев, разбили цветники и клумбы.
Внутреннее оформление школы носило тематический характер, где учебные задачи отражались в тесной связи с жизнью советской страны на определённом отрезке времени. На первом этаже размещались стенды: «Октябрята – будущие пионеры», «Пионеры-герои», « Покорители космоса», «Моральный кодекс строителя коммунизма», предметные газеты, стенды, отражающие школьную жизнь, газеты «Юность» и «Звёздочка».
Оформление второго этажа посвящалось Ленинскому комсомолу, жизни и деятельности В.И.Ленина. Здесь же располагалась комната В.И. Ленина и уголок советско-польской дружбы.
В 1970-1971 учебном году из 33 учителей и воспитателей школы 7 человек имели педстаж до 5 лет. 5 человек – до 10 лет, 12 человек – до 20 лет и 9 человек – свыше 20 лет. Они имели соответствующее образование: 22 человека окончили педагогические институты и университеты, 4 человека располагали незаконченным высшим образованием, 7 человек – учителя начальных классов; преподаватели труда физкультуры имели среднее педагогическое образование. Двое учителей повышали свой идейно-теоретический уровень в университете марксизма-ленинизма, 3 человека окончили его ранее. Каждый учитель составлял на 2 года индивидуальный план с целью повышения своей деловой квалификации и идейно- теоретического уровня. Контроль за ходом выполнения этих планов осуществляли администрация школы и партийная организация, которая насчитывала в своих рядах 13 коммунистов.
В школе работало 20 классов, в том числе 1-3-х по одному комплекту, 2 четвёртых, 2 пятых, 2 шестых, 2 десятых. В них обучалось 612 учащихся. В целях охвата детей обучением за учителями школы закреплялись все населённые пункты школьного микрорайона. Каждую неделю учителя осуществляли подворный обход. Созданный родительский комитет установил свои посты на отдельных участках микрорайона. В обязанность постов входило следить за посещаемостью детьми школы, а также своевременным охватом обучения детей, прибывающих из других населённых пунктов. В школе создавался фонд всеобуча, который составляли средства, поступавшие из бюджета и доходы с пришкольного учебно-опытного участка, составляющие ежегодно 1600-1800 рублей. Из этого фонда детям из малообеспеченных семей оказывалась помощь в приобретении одежды, обуви, а также в бесплатном питании.
В эти годы работа школы, её педколлектива основывалась на всевозможных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Так случилось, что коммунистическая идеология пронизывала учебные заведения всех типов и профилей. Непосредственное строительство коммунистического общества выдвинуло в качестве центральной задачи формирование всесторонне развитой личности. В одном из постановлений ЦК КПСС « О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» говорилось: « Добиваться, чтобы полученные в школе знания стали прочной основой марксистско-ленинского мировоззрения молодёжи, советского патриотизма и пролетарского интернационализма».
Следует отметить, что в начале 70-х гг. в лексиконе преподавателей заняли свое прочное место такие слова как качество знаний, индивидуальная работа с учащимися, проблемное обучение, дифференциация.
В организации внеклассной работы с учащимися коллектив учителей уделял исключительно большое внимание идейно-политическому воспитанию, привитию любви к социалистической Родине, приобщению к общественно-полезной работе, организации военно-спортивных игр.
В этих целях в течение нескольких лет вне расписания учебных занятий проводились по особой тематике ленинские уроки. Тематика предусматривала широкое ознакомление с биографией В. Ленина, а в старших классах и отдельными его произведениями, по которым они составляли конспекты.
Особое внимание дирекция школы уделяла политинформации. Для ребят 1-4 классов организовывались чтения и беседы по материалам газет «Зорька», «Пионер Белоруссии», «Пионерская правда», встречи с интересными людьми. Для 5-8 классов – обзорные информации, обсуждение наиболее важных публикаций молодёжных газет и журналов. Старшеклассники с основным информационным материалом знакомились самостоятельно через газеты, радио, телепередачи. Для них не реже двух раз в месяц в школе проводились тематические политинформации. Подготовка и проведение их поручалась квалифицированным специалистам совхоза, учителям и преподавателям сельскохозяйственной академии. До начала занятий проводились и оперативные информации о важнейших событиях. Часто применялись в таких случаях выпуски “молний”, экстренные передачи по школьному радиоузлу, срочная смена материалов на стенде “Планета”, митинги, линейки. Традицией в школе считалось проведение встреч со старыми коммунистами, участниками гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранами труда. Практиковалась сдача каждым комсомольцем-школьником Ленинского зачёта; хорошо проходили в школе конкурсы на лучшее исполнение революционных песен и песен о Великой Отечественной войне, чтение стихов о Родине. Учащиеся школы принимали активное участие и в проведении военно-спортивной игры «Зарница». Отряд юнармейцев школы неоднократно занимал 1-ое место в районе и был участником областных соревнований. Готовил учащихся. Вёл их к победам преподаватель НВП Матыскин Степан Тимофеевич.
Охвачены политической учёбой были и учителя. Работала школа научного коммунизма, которой руководил Лоцманов И.Е.
В основу всей комсомольской работы были положены решения пленумов ЦК КПСС, съездов и пленумов ВЛКСМ. Основными задачами комсомольской организации школы являлись:
Борьба за повышение качества знаний,
Воспитание учащихся в духе коммунистической морали, преданности Родине, партии, народу.
С этой целью долгое время функционировала комсомольская лекторская группа, имевшая секции: общественно-политическую, научно-популярную, морально-этическую и эстетическую.
Вопросам учёбы посвящались комсомольские собрания с повесткой дня: «Знания - твоё оружие в борьбе за коммунизм и как ты владеешь этим оружием», «Что ты сделал, чтобы жить, учиться и работать по-ленински, по-коммунистически». По решению комитета комсомола школы лучшие комсомольцы фотографировались у развёрнутого Красного Знамени школы. Фотографии помещали на Доску почёта. Одна фотография с памятной надписью вручалась родителям учащихся на общешкольном родительском собрании.
Строго спланирована была и работа пионерской дружины школы. Ей присвоили имя национального героя Польши Тадеуша Костюшки. Каждый пионерский отряд включался во Всесоюзный марш пионерских отрядов « Всегда готов» и республиканскую экспедицию пионеров и школьников «В братской семье народов». Также пионерские отряды боролись за присвоение им почетного имени героев войны и труда. Пионерская дружина вела свою работу по следующим направлениям:
· шефская помощь отстающим в учёбе товарищам,
· шефская помощь детскому саду,
· работа тимуровской команды,
· шефская помощь совхозу в выращивании птицы и уборке урожая,
· сбор металлолома и макулатуры.
Особый интерес у ребят вызывала работа клуба интернациональной дружбы под началом Д.С.Будник, в то время заместителя директора по воспитательной работе. . Велась переписка с ветеранами-участниками битвы под Ленино в октябре 1943 года. А они жили в разных уголках Советского Союза и даже за границей: в Польше и во Франции. Тогдашних учеников отличала завидная любознательность, стремление к открытию чего-то нового, ну и, конечно, активная гражданская позиция.
Много интересных дел на счету учеников и учителей. Школа являлась участником ВДНХ СССР. О юных натуралистах и их руководителе Лаврове Ф. А. часто писали журналисты районной и областной газет.
Лавров.Ф. А.
А школьное лесничество было лучшим в районе. Признавалось таковым и в области. Это было в 1982 году. А заинтересовать мальчишек и девчонок этим полезным делом смогла географ Гусенок А. А., имевшая приличные знания и по биологии. А начиналось всё в нашей Ленинской школе. Любознательной девчушкой она пришла в кружок «Юный цветовод», которым руководил виртуоз своего дела – биолог Ф. А Лавров. Он-то и привил любовь к родной природе, её живописным уголкам. Окончив геофак, Алла Алексеевна не забыла уроки любимого учителя. Его пример воодушевлял. Работа велась в разных направлениях, удавалось умело сочетать теорию и практику. Общее руководство осуществляла Бедрягина Н. П, которая курировала в то время работу районной станции юннатов. С её помощью были налажены деловые связи с Горецким лесничеством. В соответствии с его планами и действовала Алла Алексеевна.
Вместе с ней ребята занимались посадкой деревьев, осуществляли уход за ними. Плоды их труда - повзрослевшие за эти годы деревья вдоль дороги Ленино-Горки. Особое направление составлял сбор лекарственного сырья. Центральная Горецкая аптека предоставила специальный график, где указывалось сроки сбора необходимых медицине растений. Исследовали также места произрастания редких и исчезающих растений.
Заседание совета школьного лесничества проводит
Гусенок Алла Алексеевна.
Предметом особого внимания у ребят была купальница европейская. Они ограждали её, собирали семена и пробовали её культивировать. Материал по итогам работы был собран богатейший. Его представили в 1982 году на ВДНХ в Москве. Алла Алексеевна была удостоена бронзовой медали. С 1983 по 2021 год она работала в Горецком педколледже
Юные лесничие в действии