ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " СЕКРЕТЫ ЗВУКА [Р]"
Создание образовательной коррекционно-развивающей среды, соответствующей потребностям детей с особенностями психофизического развития, способствует обогащению их социокультурного опыта, целенаправленной организации обучения и воспитания, позволяет оптимизировать процесс взаимодействия и взаимовлияния в системе «ребенок—среда».
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА,
КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОПФР
Технология критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения.
Артикуляционные упражнения с использованием
биоэнергопластики (видео)
Дошкольный возраст является важным этапом становления культуры познания и формирования личности.
Социально-нравственное воспитание – это активный целенаправленный процесс вхождения ребёнка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребёнка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Современный этап развития социума характеризуется геополитической нестабильностью, социальной трансформацией и глобальными рисками. Эти условия неизбежно подводят общество к осознанию необходимости изменения образования, его совершенствованию и повышению качества, использованию новых подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения. В динамично меняющихся современных условиях для решения возникающих жизненных ситуаций детям нужны не только определённые знания, но и умения использовать эти знания, оперативно и вариативно применять их в повседневной жизни, что повышает требования к освоенным ими компетенциям. Поэтому, современный образовательный процесс требует от педагога современных технологий образовательной работы.
Одной из эффективных средств активизации обучения является технология визуализации – наглядный способ предоставления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ. Мы в своей работе по формированию социально-нравственных и личностных компетенций детей используем большое разнообразие традиционных способов визуализации: схемы, таблицы, рисунки, лэпбуки, панно, дидактические пособия, мультимедийные презентации.
Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство визуализации и как оно используется.
Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом работы по использованию такого метода визуализации, как интеллект-карта.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
Мы считаем, что данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект - карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.
Благодаря своим универсальным свойствам, использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками позволяет повысить интерес детей к программному содержанию, делает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребёнка, формирует навык последовательности своих действий с помощью визуализации мышления. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
В нашей работе, для реализации задач по социально-нравственному и личностному развитию детей, интеллект-карты получили широкое применение, они просты и универсальны.
Все наши карты изготовлены на листах формата А3 и заламинированы, что позволяет при помощи обычного фломастера изменять, дополнять разветвления, заключать в контуры, чтобы не смешивать с соседними ветвями. Карты содержат центральную идею. От центральной идеи отходят стрелки разного цвета. Так как наши дети ещё не умеют читать, мы не пишем ключевые слова, а используем рисунки, картинки, ассоциации о словах. Для вариативности все карточки крепятся на липучках, что позволяет создавать ветви второго и последующего порядка, в зависимости от поставленных задач. Дети совместно с педагогом или самостоятельно подбирают карточки-картинки, рисуют рисунки по каждой ветке и обобщают информацию. В результате у детей создаются зрительные образы, с помощью которых обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
В центральной части интеллект-карты «Будь здоров!» главная идея карты – символ здоровья. От неё расходятся цветные главные ветви в виде стрелок. Дети называют и прикрепляют карточки-символы основных понятий, в данном случае ключевых составляющие здоровья: гигиена, здоровое питание, активный образ жизни, распорядок дня, положительные эмоции. Далее дети подбирают карточки для ветвей второго порядка, чтобы детализировать карту, более полно раскрыть основные понятия, а чтобы показать связи между ними, от каждого основного понятия отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь. Далее при приобретении новых знаний по теме дети вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту. Таким образом, дети становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Интеллект-карта «Что такое хорошо, что такое плохо?». В центральной части главная идея карты: «Совершая поступки – думай головой и чувствуй сердцем». Эта карта помогает решать такие задачи, как понимать социальное окружение с ориентацией на морально-этические ценности, проявлять личностные качества, поступки, действия, эмоциональные состояния, переживания, чувства и самооценивать их с позиций моральных норм.
Интеллект-карта «Моя безопасность». Эта карта особенно вариативна. Она незаменима в формировании представлений у детей об опасных для жизни и здоровья ситуациях, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, о службах спасения.
Составляя карту «Республика Беларусь», дети рассказывают о нашей стране, обобщая такие понятия как государственные и природные символы, бренды нашей страны, достопримечательности областных городов, знаменитые люди страны.
В своей педагогической практике мы используем метод интеллект-карт и при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о Великой Отечественной Войне.
Сбор информации по темам «Учимся экономить», «Моя семья» так же нашёл отображение на соответствующих ментальных картах.
Составление интеллект-карты по гендерному воспитанию помогает раскрыть для детей такие понятия, как «женственность» и «брутальность», различие во внешнем виде и видах деятельности мальчиков и девочек, что особенно актуально в наши дни.
В результате использования интеллектуальных карт в работе с детьми по социально-нравственному и личностному развитию, наши дети учатся
анализировать, дифференцировать, осуществлять классификацию предметов. У них заметно развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активными, проявлять инициативу. У многих детей проявляются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.
Считаем, что данный опыт работы может найти применение в педагогической практике других педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Визуализация в коррекционной педагогике не является инновацией, несмотря на это формы и методы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются: современные тенденции диктуют необходимость использования наглядных средств обучения, в том числе использование технических средств.